HASBRO: Картофельные ростки семейного бизнеса

HASBRO: Картофельные ростки семейного бизнеса

Юлия ЕРЕМИНА

Как-то воскресным вечером после привычно скромного ужина маленький Генри забрался на колени отца. «Папа, – спросил Генри, – а правда, что наши предки были русскими?» – «Да, сынок, мы – потомки эмигрантов из России, и ты должен гордиться этим!»

«Папа, – продолжал задавать вопросы любознательный Генри, – а почему в Америке все люди такие разные… ну, в смысле разных национальностей? Вот, например, родители моего друга Скотта приехали из Китая, его соседка Мари – из Франции, а вчера я познакомился с двумя братьями из Камеруна, дядя которых вообще мексиканец!» – «Сынок, – улыбнулся отец, – в этом нет ничего странного. Все мы являемся частью огромной дружной семьи. Это же так прекрасно! Чем нас больше, тем мы могущественнее!» – «Папа, – воскликнул Генри, – кажется, я теперь понял! Я знаю, почему мы так бедно живем: наша текстильная фирма слишком маленькая, там и работают-то всего 7 человек, поэтому она и не приносит дохода!» – «В принципе… ты прав, сынок», – изумился отец сообразительности своего маленького сына. «Папа, я обещаю тебе, что однажды наша фирма станет одной из самых известных и могущественных компаний в мире! Я позабочусь об этом, ведь теперь я знаю секрет!»

Братский союз

Прошло несколько лет. Генри Хассенфилд и его брат Хилел выросли и получили в наследство бизнес отца, но мечтали они о новой жизни. Компанию братья переименовали в Hassenfeld Brothers (впоследствии название сократилось до Hasbro), сняли новый офис в Провиденсе, штат Род-Айленд. Дела шли не очень: прибыль еле-еле покрывала расходы на зарплату сотрудникам и аренду. Но Генри всегда держал в голове данное отцу обещание. Вскоре братья Хассенфилд перешли к производству пеналов и других канцелярских товаров. Понемногу бизнес пошел в гору: в 1939 году годовой доход компании составил 500 000 долларов. Так Генри постепенно начал приближаться к осуществлению своей мечты. К этому времени подрос и его сынишка Мерил, оказавшийся еще более амбициозным, чем отец. И к 1943 году бразды правления Hassenfeld Brothers перешли к нему. Именно Мерил расширил спектр товаров за счет производства наборов красок, восковых мелков и первых игрушек – чемоданчиков для медсестер и докторов.

Спасительная картофелина

Как-то Мерил возвращался домой из магазина. Все шло не по его плану, мечты о покорении мира до сих пор оставались лишь мечтами.. В его голове крутилось множество мыслей, но Мерил никак не мог ухватить нужную. Вот сейчас… сейчас она появится… но вдруг Мерил услышал душераздирающий крик ребенка. Посреди улицы стоял малыш и так громко плакал, что его, наверное, было слышно даже на другом конце города. Причем ребенка определенно никто не собирался успокаивать. Мерил подбежал к нему и спросил: «Что случилось?» Но ребенок по-прежнему продолжал плакать. Нужно было срочно что-нибудь предпринять! Но что? Все, что было под рукой Мерила, это сетка картошки и пучок петрушки. Как можно с помощью такого набора успокоить ребенка?! Но Мерил не растерялся. Он быстро достал одну картофелину, приделал к ней «усы» из петрушки, нарисовал мелком глаза, а носом, к счастью, стал бугорок на самой картофелине. Мерил поднес импровизированного человечка к мальчику и басом сказал: «Здравствуй, мальчик! Меня зовут… Мистер Картофельная Голова. А тебя?» Ребенок притих и сквозь слезы произнес: «Джон…» – «Почему ты плачешь, Джон?» – «Я потерялся» – «Ну, не плачь, – ласково сказал Мистер Картофельная Голова, – давай я отведу тебя домой? Пойдем…» Джон доверчиво протянул ладошку и позволил проводить себя до дома. Через несколько минут на лице ребенка не осталось и следа от слез. Ему так понравился Мистер Картофельная Голова, что Мерилу пришлось подарить малышу эту картофелину с петрушкой вместо усов. Мальчик был просто счастлив!

С тех пор (а это был 1952 год) Mr. Potato Head – та самая спасительная картофелина для Hassenfeld Brothers – стал кумиром американских ребятишек. Это был первый по-настоящему грандиозный успех Hasbro на ниве производства игрушек. Mr Potato Head «женился» и стал принимать активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных эстрадных представлениях и шоу, ратуя за права обиженных и лишенных.

Сладости и радости

В 1860 году молодой печатник Милтон Брэдли впервые решил самостоятельно заработать денег. Собрал друзей и назвал компанию в честь себя любимого – The Milton Bradley Company. Первым заказом было изготовление литографии кандидата в президенты Авраама Линкольна. Литография не принесла ожидаемого успеха: Линкольн был изображен на ней без своей знаменитой бородки… Компания металась от пазлов к конструкторам и развивающим игрушкам. Настоящий прорыв произошел в 1949 году. Это был «сладкий» год для The Milton Bradley Company: она выпустила на рынок Candyland (Конфетная страна). Candyland стала любимой игрой каждого маленького американца. Кому не захочется жить в шоколадном замке, стоящем на кисельном берегу молочной реки, посреди рощи карамельных деревьев!

Однако достижения Milton Bradley на этом не заканчиваются. В 1966 году компания выпускает игру Twister. Twister сразу становится хитом после того, как известный телеведущий Джонни Карсон сыграл в нее в прямом эфире своего вечернего шоу с Евой Габор. Полутораметровый мат с разноцветными кружочками покорил сердца людей с первого взгляда. В 1984 Hasbro за счет поглощения The Milton Bradley Company и ее дочерней компании Playskool становится самым крупным на тот момент производителем игрушек.

Золотые слова

Бывший архитектор Альфред Мошер Батс за свою жизнь повидал бесчисленное множество настольных игр – он был их ярым фанатом и истовым коллекционером. Для себя он всегда делил их на 3 категории: игры с числами (лото и бинго), игры со словами (анаграммы) и игры с передвижными фигурами (шашки и шахматы). И вот, за составлением очередной анаграммы у Альфреда промелькнула потрясающая идея: а что если объединить игры со словами и игры с цифрами и сделать из них самую интересную настольную игру в мире? Альфред скооперировался с Джеймсом Брюно, тоже истинным ценителем настольных игр, и вместе они в 1948 году выпустили первый тираж Scrabble. Поставляемые в комплекте буковки позволяли сложить до 147 тысяч слов! Но успех к Scrabble пришел не сразу. Первые 4 года Альфред и Джеймс безуспешно пытались доказать гениальность своего творения. В итоге им пришлось продать лицензию на игру компании Selchow&Righter. И вскоре благодаря эффективной рекламной кампании мир сдался. Сегодня Scrabble – абсолютный бестселлер среди настольных игр, ежегодно по ней проводятся чемпионаты. В 1989 году Scrabble занял достойное место в списке брендов Hasbro.

Во что играют короли

В далеком 1883 году в городе Салем (штат Массачусетс) жил 16-летний паренек Джордж Паркер, мечтавший стать журналистом. И, надо отдать должное, он обладал для этого всеми задатками. Но был у него и другой талант: он умел придумывать интересные игры, так что его семья никогда не скучала по выходным. Постепенно в гости к семье Паркер стали часто наведываться соседи, а затем и просто люди из ближайших кварталов. Тогда Джордж решил рискнуть. На последние 40 долларов он выпускает игру Banking и зарабатывает свои первые 100 долларов. Вдохновившись успехом младшего брата, средний брат Чарльз бросает нефтяной бизнес и уговаривает старшего Эдварда начать семейное дело. Вместе братья создают компанию Parker Brothers. В 1934 году, в пик Великой депрессии, изобретатель Чарльз Дарроу помогает усовершенствовать игру, и она становится привычной для нас «Монополией». Игра обретает такой успех, что в нее играют Тедди Рузвельт и английская королева! Компания Parker Brothers начинает выпускать по 20 тысяч игр в неделю. Сегодня «Монополия» продается в 80 странах и переведена на 26 языков. Новый взлет Parker Brothers произошел уже в составе Hasbro, приютившей стоявшую на грани банкротства компанию в 1991 году.

Вечно все лучшее – мальчишкам

За поглощениями «чужих» брендов Hasbro отнюдь не забыла о развитии собственных. В начале 80-х на поле битвы мирового игропрома торжественно выходит G.I. Joe (Солдат Джо), настоящий американский герой. Отдел разработок Hasbro подарил мальчикам свою «куклу» еще в 1964 году, впервые введя в употребление специальный термин для подобного рода игрушек – action figure. Однако настоящий успех пришел к Солдату Джо после выхода одноименного мультсериала и радикального обновления дизайна игрушки.

Кроме того, в 1984 году выходит еще один мальчиковый хит – машинки и самолеты, способные превращаться в роботов, – Transformers. Общественность встретила новинку скептически: никто тогда не хотел платить 10 долларов за «обычную» машинку. Однако прогнозы Hasbro оказались верны, и вскоре показатели продаж трансформеров взмыли вверх.

Умение жертвовать малым

На пороге нового тысячелетия компания Hasbro переживала тяжелые времена. Деятельность стала убыточной, и одновременно с этим резко повысилась текучесть кадров среди руководителей. Административный ресурс фирмы был истощен, а процесс подбора персонала неожиданно превратился в настоящую проблему. Семейная идиллия начала давать трещину.

В 2000 году Алан Хассенфилд, внук Генри, занимавший в то время пост генерального директора фирмы, обратился к Эллу Верекчии, проработавшему на Hasbro более 30 лет, с просьбой взять на себя обязанности президента и главного операционного директора, дабы переломить сложившуюся в компании ситуацию. В 2003 году Верекчиа получил повышение и возглавил компанию, а Хассенфилд продолжил работу в Hasbro в качестве председателя совета директоров. Все топ-менеджеры в принудительном порядке прошли индивидуальные программы в бизнес-школе Tuck Дартмутского колледжа. Только так Hasbro удалось справиться и с финансовыми, и с кадровыми затруднениями. 145 миллионов долларов убытков в 2000 году к концу 2003-го превратились в 158 миллионов долларов чистой прибыли, а размер долга компании сократился на сумму более миллиарда долларов.

Свежий взгляд на проблемы помог найти нестандартное решение: в Hasbro решили пожертвовать своим подразделением электронных игр Hasbro Interactive, не приносившим ни славы, ни прибыли, и продали его французской компании Infrogrames Entertainment SA в январе 2001 года

Наконец-то миллениум

Однако это ни в коей мере не означало, что Hasbro отказалась от использования высоких технологий в игрушках. Хитом продаж в 2000 году стали Hitclips – маленькие музыкальные проигрыватели, прикрепляемые к одежде ребенка и воспроизводящие песню, записанную на микросхеме, размер которой не превышал почтовой марки. Успех поджидал плеер не только на рынке игрушек, но и на рынке музыкального оборудования – ведь это была абсолютная инновация в сфере миниатюрных гаджетов.

В 2005 году Hasbro выпускает новую модель суперпопулярной с момента первого представления в 1998 году интерактивной игрушки Furby. При производстве этого очаровательного пушистого зверька впервые была использована технологии Emoto-Tronics, которая позволяет Furby разговаривать, гримасничать и даже смеяться максимально реалистично. На прошедшей Нюрнбергской выставке создатель этой технологии, теперь уже бывший сотрудник Hasbro Калеб Чанг, представил свое новое детище – динозаврика Pleo.

В 2007 году отпразднует четверть века собственный бренд Hasbro – My little pony. Знаменитые миниатюрные лошадки теперь умеют танцевать и петь популярные песенки вместе со своими маленькими хозяйками.

Каждый год дает Hasbro новые поводы для гордости: появляются все более интересные новинки, существующие бренды не теряют своей актуальности, растут прибыли, открываются филиалы в разных уголках света. Штат компании насчитывает уже более 7000 служащих в 75 странах мира. На сегодняшний день компания Hasbro – один из мировых лидеров в индустрии игрушек и игр как для детей любых возрастов, так и для взрослых. Так что можно смело сказать, что династия Хассенфилдов держит обещание, данное малышом Генри отцу на заре XX века. Скромная картофелина положила начало огромному урожаю на многие десятилетия вперед.

СПРАВКА «ИГРОПРОМА»

Беспроигрышные альянсы

В середине 1999 года Hasbro, безошибочно определив тенденцию, приобрела лицензию на Pokemon. В конце этого же года Hasbro поглотила Wizards of the Coast, производителей коллекционных карточных игр Pokemon, Magic: The Gathering и Dungeons & Dragons. В 2000 году Hasbro заключила стратегический союз с Walt Disney Company и стала главным лицензиатом фильмов Disney, официальным производителем игр и игрушек Walt DisneyWorld, Disneyland и Euro Disney. Этим же соглашением было предусмотрено открытие специализированного магазина игрушек Once Upon a Toy в Диснейленде.

Забота о малышах

В 1983 году был учрежден Благотворительный фонд Hasbro, а в 1984-м Детский фонд Hasbro. Обе эти организации были созданы, чтобы повысить уровень жизни детей во всем мире. Со времени своего учреждения они помогли миллионам детей, находящимся в бедственном положении. Кроме того, с помощью таких программ, как Children’s Giving Tree, фонд передал тонну игрушек нуждающимся детям. С 1994 года не прекращает работы Детский госпиталь Hasbro, двери которого открыты круглосуточно.

Волшебная формула

В 1956 году компания Rainbow Crafts (ставшая часть Hasbro в 1991 году) выпустила на рынок пластилин Play-Doh, сразу же понравившийся всем мамам. Дело в том, что смесь обладает уникальным составом, формула которого до сих пор хранится в строжайшем секрете. Play-Doh не принесет вреда здоровью, даже если ребенок съест вылепленную фигурку. Если суммировать вес всех проданных наборов Play-Doh, то он будет равен весу 159 загруженных космических шатлов, а из всего проданного пластилина можно вылепить змейку, которая 300 раз обогнет Землю по экватору!

Журнал "Игропром"

* * *
Другие статьи из серии "История бренда":

- BANDAI: в мире роботов и тамагочи
- Famosa: фантазия отставного жандарма
- Кубики империи