«МАТТЕЛ»: Рай для маленьких девочек

«МАТТЕЛ»: Рай для маленьких девочек

Ирина Кудесова

Рут разглядывала чертежи Элиота. Ее любимый учился на индустриального дизайнера и был явно талантлив. Она же, Рут, печатала на машинке в студии «Парамаунт» за двадцать пять долларов в неделю, и ни о каких ее дарованиях никто не заговаривал. Конечно, им с Элиотом всего по 21 году, рано ей ставить на себе крест. Тем более что здесь, в Голливуде конца тридцатых, столько возможностей…


Не обязательно даже идти в актрисы – не такая уж и сладкая у них жизнь. А вот коммерцией заняться можно: толстосумов тут хоть отбавляй. Рут пересмотрела чертежи любимого. Предметы домашней мебели – начертил их для учебы, и что ж теперь, пропадать добру? Надо занять денег, купить инструменты и материалы, чтобы сделать образцы. Элиот будет канючить, что ничего из этого не выйдет, ну и пускай.
Когда образцы были готовы, Рут взяла отгул в «Парамаунте» – от печатной машинки уже голова трещала – и отправилась на поиски клиента. Каково же было удивление Элиота, когда его любимая ворвалась в дом и победно заявила: «Господин Элиот Хандлер! Уполномочена сообщить вам, что заказ на пятьсот долларов принят!» Это был первый кирпичик, положенный в основание игрушечной фирмы «Маттел», которая появится спустя восемь лет.

Начало
Все шло просто отлично. Нашли спонсора… Правда, вскоре Элиот раздумал заниматься мебелью – перекинулись на подарки и украшения для одежды. Через несколько лет фирма «Эльзак» могла похвастаться торговым оборотом в два миллиона долларов… Но за взлетом последовало падение.
Не то чтобы уж падение… Просто Элиоту хотелось творить, а именно этого ему и не давали делать многочисленные компаньоны. Зачем – когда и так дела идут? Рут родила ребенка, и теперь у нее ни на что, кроме дочки Барбары, времени не хватало. А спустя три года еще и Кеннет родился. Да нет, Рут поддержала бы Элиота, но как?
Как вырваться изпод власти компаньонов, подсказал Гарольд Матсон – он работал в «Эльзаке» и был в курсе новых разработок Элиота. «Приспособим гараж под мастерскую и будем выпускать рамки для фотографий, только Элиот и я», – предложил Матсон Рут. «Рамки?» – задумалась Рут. А почему бы и нет? Фотография развивается бурными темпами, каждому приятно иметь семейную фотографию на рабочем столе. «Я и название уже придумал, – не унимался Матсон, – сказать?»
Когда вечером Хандлер пришел с работы, Рут сообщила: «Элиот, мы открываем новую фирму. Будет называться Маттел». «Да?» – поднял брови невозмутимый Элиот…
Элиоту Хандлеру с фамилией «не повезло». Сократишь ее до «ханд» – получится ручное производство. А после «Эльзака» хотелось размаха. На том и порешили: Матсон (он же Матт) + Элиот. И в 1945 году «Маттел» начала свое существование.

Мечты и талант
От рамок оставались обрезки – деревянные и пластиковые. Почему бы не пустить их на строительство… индустриальный дизайнер Элиот Хандлер подмигнул сам себе – кукольных домиков? Рут была неравнодушна к куклам, и идея пришлась ей по душе. Успех новорожденной «Маттел» считают скромным: в 1945 году было продано товаров на 100 тысяч долларов и заработано «чистыми» 30… «Мы не умели торговать, – позже призналась Рут, – но зато умели мечтать. И талант у нас был». Так «Маттел» вышла на перспективный рынок игрушек: жесткой конкуренции на нем еще не было. Закончилась Вторая мировая война – ждите бэбибума…

Укулеле и рояль


Справка «ИГРОПРОМА»
«Маттел» в цифрах

В 1945 году было продано товаров на 100 тысяч долларов. Чистая прибыль составила 30 тысяч долларов. Благодаря огромным продажам куклы Барби доходы компании с 18,3 миллиона долларов в 1960 году увеличились до 211 миллионов в 1969-м. За пять лет фирма вошла в список пятисот крупнейших компаний мира.С 1982 по 1985 год в результате запуска линии «Супермен и Хозяева Вселенной» ком-пания зарабатывает 400 миллионов долларов. В 1997 году происходит слияние с «Ти-ко», третьим по счету мировым производителем игрушек. Оборот компании «Маттел» в результате слияния составляет 5 миллиардов долларов.


«Вы что, уже не работаете с Матсоном?» – этот вопрос Элиот Хандлер слышал раз сто. «Нет, – просто отвечал он. – Матт от нас ушел». Поговаривали, что не понравилось Матсону трудиться, «как папа Карло». Но Хандлер не выглядел несчастным: в работу включилась Рут, известная своей неуемной энергией, и бояться за успех дела не приходилось.
Однажды Рут застала мужа сидящим на диване перед телевизором, он смотрел популярное шоу с Артуром Годфреем – это вместо того, чтобы заниматься с детьми! Но не успела Рут возмутиться, как Элиот указал ей на экран: «Видишь у Годфрея в рухах эту штуку? Это гавайская гитара, называется укулеле. Я уже не первый раз это шоу смотрю – он с ней не расстается. Это может быть…» «Узнаваемая игрушка!» – поймала мысль Элиота Рут.
Игрушку назвали Uke-A-Doodle. Смешное такое название… Гитара имела успех – продано было более 11 миллионов экземпляров. Продали бы и больше, да вот ведь глупость сделали… Игрушка поступила на прилавки в январе 1947, за два месяца до Нью-Йоркской игрушечной ярмарки. И, явившись на ярмарку, Хандлеры готовы были кусать локти: множество фирм просто скопировали их изобретение.
Спустя год Хандлеры стали умнее. Только дождавшись очередной ярмарки, они представили свое новое детище (встреченное аплодисментами!) – пластиковый рояль, который супруги не преминули запатентовать. Успех музыкальных игрушек был огромен – разошлось 20 миллионов экземпляров, включая музыкальные шкатулки.

Оружейник Хандлер
В 1955 году Элиот Хандлер решил сделать подарок американским мальчишкам – ружье. Называлось оно Вurp Gun. Новый продукт надо было рекламировать, и как нельзя кстати в доме Хандлеров раздался телефонный звонок…
Звонили с телевидения. Телекомпания АВС готовилась к запуску детского шоу «Клуб Микки Мауса» (The Mickey Mouse Club): «Маттел» было предложено в течение 52 недель спонсировать программу. Рут и Элиот задумались – на подобную рекламу придется выложить 500 тысяч долларов. «А если не сработает?» – осторожно спросила Рут. «Будет тяжко, но не прогорим», – ответил Элиот. И они решились.
«Клуб Микки Мауса» быстро полюбился детишкам, но в первые недели это никак не повлияло на продажи хандлеровского детища… А потом начался «ружейный бум»! «Маттел» стала по-настоящему знаменитой фирмой.

Лили, Барбара, Барби
1956 год. Швейцария. Семейство Хандлеров на отдыхе ходит по магазинам. В какую-то минуту Элиот замечает Рут, зачарованно разглядывающую куколку в виде со-блазнительной молоденькой женщины на каблуках. Выясняется: куклу зовут Лили, она героиня немецкого мультфильма для взрослых. На вопрос продавщицы: «Похожа она на Мерилин Монро?» – Рут пожимает плечами: а ведь есть что-то общее…
«Я же тебе давно говорила – девочкам нужна именно такая кукла! Барбара никогда не любила с пупсами нянчиться. Вон, все из журналов модели вырезает!» – кипяти-лась Рут по дороге из магазина. И тут ее осенило – ведь не случайно же это! Девочка скорее будет представлять себя девушкой, чем матерью…
Вернувшись домой, Рут принялась убеждать конструкторов в необходимости создания принципиально новой для Америки куклы. И… натолкнулась на ожесточенное сопротивление. Конечно, конструкторы-то мужчины, ну как им понять, что нужно маленькой женщине! «Слишком дорогое производство… А с сексуального вида куклой вообще проблем не оберемся…» – слышала Рут со всех сторон. Что ж, это все не беда – если производить куклу в Японии и сделать ее женские формы предельно скромными. И чтобы уж никто не придрался – назвать куклу «девочка-подросток». Что до имени, то Рут не сомневалась ни секунды – Барби, уменьшительное от Барбары. В честь дочери…

Победа девчонок
Прошло три года напряженной работы. За это время в результате опроса среди мам и дочерей выяснилась не очень приятная деталь. Девочки принимали Барби на ура, однако у матерей куколка с соблазнительными формами вызывала явное отторжение. «Ничего, – думала Рут, – оптовики-покупатели ведь мужчины. Уж они точно не пройдут мимо хорошенькой, хоть и пластиковой женщины».
Рут ошиблась. На Нью-Йоркской ярмарке 1959 года Барби встретили более чем холодно. «Это ни на что не похоже!» – возмущались одни. «Вы видели, как это называется? – брюзжали другие. – «Тинейджер-манекенщица»! Чем девочкам голову заби-вают?!» Америка конца 50-х была весьма пуританской страной…
«Восемьдесят процентов тех, кто видел Барби, говорят, что американцы покупать ее не будут», – признала свое поражение Рут. И сделала это зря.
Девчонки влюбились в длинноногую куколку, и их мамы… сдались. В течение 1959 года была продана 351 тысяча Барби по три доллара за штуку. Завод «Маттел» не успевал производить пластмассовых красоток. Три года ушло на то, чтобы хоть как-то насытить рынок. В настоящее время в мире продано более миллиарда Барби.
Благодаря хорошенькой кукле доходы компании взлетели с фантастической ско-ростью: с 18,3 миллиона долларов в 1960 году капитал «Маттел» увеличился до 211 миллионов в 1969-м. За пять лет фирма вошла в список пятисот крупнейших компаний мира.

Снежный ком


Справка «ИГРОПРОМА»
«Маттел» в «лицах»

1947 год – гавайская гитара Uke-A-Doodle.
1955 год – ружье Вurp Gun.
1959 год – представлена кукла Барби.
1961 год – жених Барби Кен.
1982 год – «Супермен и Хозяева Вселенной.
1988 год –эксклюзивный контракт со студией The Walt Disney.
1999 год – договор с маркой «Феррари» на воспроизводство элегантных машин.
Начало ХХI века – покупка лицензии на «Гарри Поттера».
2002 год – «Маттел» подписывает соглашение с «Уорнер Бразерс» на создание фигу-рок Бэтмена, Супермена и пр.


Посчитали: если увеличить Барби до человеческих размеров, то ее габариты (традиционные объем груди–талии–бедер) составили бы 97–58–83. Такой красотке просто необходимо было менять наряды и иметь бойфренда. К тому же она метила в манекен-щицы: к постоянной смене одежды следовало привыкать.
Кукольные платьица и костюмчики стали дополнительным источником дохода. Это было как снежный ком: купленная вещичка ненадолго удовлетворяла маленькую хозяйку Барби, но вскоре следовали просьбы обновить кукольный гардеробчик…
Среди платьев Барби особое место занимает подвенечное. Все девочки грезят о свадьбе: было бы нелепо не учесть этот факт. В 1961 году у Барби появился жених – Кен (уменьшительное от Кеннет). Назвали игрушку именем сына Хандлеров.
Кен не вызвал у девчонок таких же теплых чувств, какие они питали к своей пластмассовой подружке, и продавался хуже. Не так давно пришлось даже инсценировать охлаждение между куклами – возможно, Барби найдет себе нового жениха, интереснее...

Золотые годы
60-е годы XX века стали золотыми для «Маттел». Барби раскупалась прекрасно, в 1963 году у нее появилась подружка Мидж, а у Мидж спустя год образовался бойфренд Алан. Барби потихоньку начала заводить домашних животных. Но почивать на лаврах Хандлеры и не думали.
Была создана «Болтушка Кэти» (Chatty Cathy), говорящая кукла; затем – знаменитая развивающая игрушка (тоже звуковая) «Смотри и говори» (See ‘N Say).
Однако главным событием конца 60-х стали «Горячие колеса» (Hot Wheels) – автомобильчик на батарейках. Наконец-то «Маттел» сделала подарок мальчишкам!

Депрессия
«Горячие колеса» оказались последним большим успехом Хандлеров. Чтобы не вышло, как с Барби, когда завод не успевал удовлетворять запросы покупателей, было выпущено слишком много машинок: перепроизводство стало налицо. Решили не нер-вировать инвесторов и скрыть потери. Делая «хорошую мину при плохой игре», купили несколько маленьких фирм. Но в 1971 году потери все-таки всплыли.
Последовала волна судебных процессов: акционеры принялись подавать иски. В 1975 году Хандлеры покинули «Маттел», продав половину своих акций, чтобы помочь компании отдать долги акционерам. «Я не слишком разбиралась в финансах, и пришлось за это заплатить», – призналась Рут. В 1978 году ее обвинили в подделке финансовых документов и, несмотря на то что виновность свою она не признала, приговори-ли к 57 тысячам долларов штрафа и 2500 часов общественных работ.

«Где найдешь, где потеряешь…»
В 1977 году «Маттел» пытается выйти на быстро развивающийся рынок электронных игрушек. Попытки заканчиваются неудачей, и за шесть лет компания теряет 394 миллиона долларов.
Но «Маттел» далека от разорения. В 1982 году она запускает линию «Супермен и Хозяева Вселенной» и через три года мирового успеха «кладет в карман» 400 миллионов долларов, так неразумно потерянных на «электронном» рынке.

Микки, Винни, Гарри…
Эксклюзивный контракт 1988 года со студией The Walt Disney на производство знаменитых диснеевских персонажей еще сильнее укрепляет позиции «Маттел».
Компания методично скупает игрушечные фирмы: среди них – французская «Ко-ролль», знаменитая своими куклами, и «Фишер-прайс» – № 1 среди производителей игрушек для самых маленьких. В 1997 году происходит слияние с «Тико», третьим по счету мировым производителем игрушек, прославившимся радиоуправляемыми ма-шинками. Теперь «Маттел» «весит» 5 миллиардов долларов.
В 1999 году заключается договор с маркой «Феррари» – отныне «Маттел» имеет право на воспроизводство этих элегантных машин: речь идет как об игрушечных ма-шинках для детей, так и о коллекционных моделях для взрослых.
Начало ХХI века ознаменовано покупкой лицензии на "Гарри Поттера". А в 2002-м «Маттел» подписывает соглашение с «Уорнер Бразерс» на создание фигурок Бэтме-на, Супермена и прочих впечатляющих героев.
Одна из недавних находок – Дора. Маленькая девочка со стрижкой "каре" и большими глазами. Она не носит каблуки и свадебные наряды. И жениха у нее нет. Зато она очень трогательная. Будь Рут Хандлер жива, она приняла бы ее, как родную Барби.

Источник: Игропром

* * *
Другие статьи из серии "История бренда":

- Кубики империи
- HASBRO: Картофельные ростки семейного бизнеса
Игрушечная империя Simba-Dickie-Group