Безопасная игрушка

Безопасная игрушка

Елена Барткевич

Выбирать игрушку для ребенка можно (и нужно!) в соответствии с его возрастом, способностями, интересами. Критерием может быть ее размер, цвет, увлекательность, способность развивать. Цена, в конце концов, тоже немаловажный фактор в наше время. Но один момент нельзя упускать из виду ни в коем случае: это безопасность игрушки.

За безопасность такого важного товара в обязательном порядке следит государство. Существуют разного рода документы, регламентирующие как физические и химические свойства, так и упаковку, маркировку вообще и обязательные условные обозначения в частности (см. приложение "Стандарты, регламентирующие изготовление, испытание и маркировку игрушек"). Самое известное и самое, наверное, важное – это значок «для детей старше 3 лет», который выглядит следующим образом:

Один этот рисунок обозначает очень многое. Это значит, что по каким-то параметрам игрушка не подходит для самых маленьких. Какие на это могут быть причины?

Игрушка для детей до трех лет не должна содержать острых граней (чтобы ребенок не оцарапался), сильно выступающих деталей (чтобы малыш не смог засунуть их в рот и задохнуться), недостаточно закрепленных деталей (чтобы нельзя было оторвать и подавиться). В качестве последнего самый яркий пример – игрушечные машины, в которых легко можно открутить или отломать колесо и – засунуть в рот.

Немаловажный фактор – особенно это касается пластмассовых игрушек – материалы, из которых изготовлена сама игрушка и ее составляющие. В мягкой игрушке важна натуральность материалов, а в пластмассовой – отсутствие вредных химических примесей. Важно отметить: в случае, если игрушка может длительно находиться во рту малыша, особым испытаниям во время экспертизы должны подвергаться выделения из пластмассы – они не должны быть вредными для организма.

Оценивая безопасность игрушки, экперты обращают внимание и на такой параметр, как вес: ребенок должен без особых усилий поднимать игрушку, соответствующую его возрасту.

К сожалению, далеко не все факторы, действительно важные для здоровья и развития ребенка, учитываются подобными экспертизами наших стран. На сегодняшний день никоим образом не рассматривается психологический фактор: на оценку игрушки не влияет, к примеру, ее цвет. Ведь слишком яркие/агрессивные расцветки вряд ли могут позитивно отразиться на ребенке. Сюда же стоит отнести образы, которые используются производителями. Идет немало разговоров и обсуждений того, как должны выглядеть игрушки, но пока никак не обобщены результаты и, соответственно, стандартов не существует.

Хочется отметить также разницу между самими экспертизами. Эту разницу можно условно назвать географической: европейский сертификат получить значительно сложнее. Как правило, требования к безопасности игрушек здесь значительно строже, чем в России и Беларуси. Нельзя обходить вниманием и тот грустный факт, что в наших странах до сих пор можно встретить случаи взяток – в том числе в вопросах получения сертификатов на игрушечную продукцию. Случаи эти хоть и единичны, но время от времени все-таки имеют место. И поэтому тоже покупателям и потребителям игрушек нужно быть настороже.

Пока что мы рассматривали получение сертификатов только с точки зрения физических и химических параметров безопасности, то есть состав игрушек, их внений вид, размер и прочее. Без оценки остается немаловажный фактор: значок «для детей старше 3 лет» совсем не означает, что малыш не дорос до игрушки. То есть игрушка функционально как раз должна способствовать развитию малыша 2 лет от роду, но наличие не очень крупных деталей было квалифицировано экспертами как противопоказание для детей до 3 лет. В качестве примера могу привести личные наблюдения. Самолет с прорезями разной формы, куда нужно просовывать соответствующие детальки. Но детали эти размером сантиметра три. И на самолете стоит упомянутый значок, хотя уже в полтора года малыш успешно изучает различные формы и с удовольствием решает подобные задачи. В данном случае вопрос мелких деталей в игрушке легко решается простым наблюдением взрослых за игрой ребенка, но не обязательно отсутствием игрушки как вида.

Таким образом, мы рассмотрели разные стороны экспертизы безлпасности игрушек. И остался только один вопрос: как мамы сами определяют, можно ли давать ребенку конкретную игрушку (здесь и далее приведены осбуждения ЖЖ-сообщества malyshi)? Поскольку эта проблема более всего актуальна для совсем маленьких, остановимся на возрасте «до года» и игрушке с мелкими деталями:

- одни мамы ориентируются на субъективные ощущения: если они уверены, что ребенок не сможет засунуть в рот предмет - игрушка дается. Если уверены, что он сможет засунуть в рот целиком, но не подавится, а мама сможет это вытащить - игрушка дается. если уверенности по указанным правилам нет - игрушка убирается до лучших времен.

- есть и формальные критерии безопасности: современные мамы много читают и знают, что если игрушка пролезает в дырку от рулона туалетной бумаги (диаметром около 5 см), то она слишком маленькая, давать нельзя. Либо она должна быть длинной, например, палка может пролезть через рулон, но она длинная - не проглотишь. Знают мамы и о существовании стандартных стаканчиков на каждый возраст, по которым эксперты и определяют, для какого возраста игрушка. До года - все что влезает в круглую коробочку для фотопленки - не давать. Есть и свои формальные критерии: если что-то меньше ребенкиного кулачка - оно может быть засунуто в рот.

- есть мамы, которые решают вопрос сомнений по принципу «нет человека – нет проблемы», то есть если вообще появилась мысль «а будет ли безопасно?», значит, просто не пользоваться игрушкой, несмотря даже на любые сертификаты и экспертизы – благо игрушечный выбор сейчас просто огромен.

* * *
Обсудили мы здесь и законодательство, и то, чего в формальных стандартах не хватает, и точки зрения на безопасность молодых мам. Как поступать в случае с каждой конкретной игрушкой – решать вам. Надеюсь, теоретически я вас подготовила :)


Lucky


* * *
Приложение «Стандарты, регламентирующие изготовление, испытание и маркировку игрушек».

Европейские стандарты
1. Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства
Обозначение: EN 71-1:2005
2. Безопасность игрушек. Часть 2. Воспламеняемость
Обозначение: EN 71-2:2006
3. Безопасность игрушек. Часть 3. Миграция элементов
Обозначение: EN 71-3:1994
4. Безопасность игрушек. Часть 4. Наборы для химических опытов и аналогичных занятий
Обозначение: EN 71-4-90
5. Безопасность игрушек. Часть 5. Игровые комплекты (наборы), включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов
Обозначение: EN 71-5-93
6. Безопасность игрушек. Часть 6. Графическое условное обозначение возраста на предупредительной маркировке
Обозначение: EN 71-6-94
7. Безопасность игрушек. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Требования и методы испытаний
Обозначение: EN 71-7:2002
8. Безопасность игрушек. Часть 8. Качели, горки и подобное игровое оборудование для активного отдыха в закрытых помещениях и на открытом воздухе
Обозначение: EN 71-8:2003
9. Безопасность игрушек. Часть 9. Органические химические соединения. Требования
Обозначение: EN 71-9:2005
10. Безопасность игрушек. Часть 10. Органические химические соединения. Подготовка проб и экстракция
Обозначение: EN 71-10:2005
11. Безопасность игрушек. Часть 11. Химические органические соединения. Методы анализа
Обозначение: EN 71-11:2005

Белорусские:
1. Игрушки. Фильмоскопы проекционные. Общие технические условия
Обозначение: РСТ Беларуси 913-92
2. Игрушки пластмассовые и металлические. Общие технические условия
Обозначение: СТБ 951-94
3. Игрушки. Правила приемки
Обозначение: СТБ 952-94
4. Игрушки. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
Обозначение: СТБ 953-94
5. Игрушки. Требования безопасности. Часть 7. Краски для рисования пальцами. Технические требования и методы испытаний
Обозначение: СТБ 1700-2006
6. Игрушки. Требования безопасности. Обозначение условное графическое для маркировки с предупреждающим указанием возрастной группы
Обозначение: СТБ EN 71.6-99
7. Игрушки. Требования безопасности. Часть 1. Механические и физические свойства
Обозначение: СТБ ЕН 71-1-2006
8. Игрушки. Требования безопасности. Часть 4. Наборы для химических опытов и аналогичных занятий
Обозначение: СТБ ЕН 71-4-2004
9. Игрушки. Требования безопасности. Часть 5. Игровые комплекты (наборы), включающие химические вещества и не относящиеся к наборам для проведения химических опытов
Обозначение: СТБ ЕН 71-5-2004
10. Игрушки. Требования безопасности. Часть 8. Качели, горки и аналогичные игрушки для активного отдыха в помещении и на открытом воздухе
Обозначение: СТБ ЕН 71-8-2006
11. Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля
Обозначение: ГОСТ 25779-90
12. Микроэлектродвигатели для игрушек. Общие технические условия
Обозначение: ГОСТ 26771-85
13. Игрушки. Методы испытаний
Обозначение: ГОСТ 27178-93
14. Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Воспламеняемость
Обозначение: ГОСТ ИСО 8124-2-2001
15. Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Выделение вредных для здоровья ребенка элементов
Обозначение: ГОСТ ИСО 8124-3-2001
16. Игры и игрушки. Порядок сертификации
Обозначение: ПМГ 49-2002
17. Санитарно-гигиенические правила и нормы производства и реализации игр и игрушек
Обозначение: СанПиН 42-1254148-86

Российские
1. Игрушки. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства
Обозначение: ГОСТ Р 51555-99
2. Игрушки электрические. Требования безопасности
Обозначение: ГОСТ Р 51557-99
3. Производство и реализация игр и игрушек. Санитарные правила и нормы.
Обозначение: СанПиН 2.4.7.007-93

По данным БелГИСС и http://www.normativinfo.com на 1 мая 2007 года

Комментарии

Аватар пользователя Альбина Хазиева

Я за безопасные игрушки, с которыми ребенок может играть и не получать никаких травм.
Такими надежными и продуманными в плане безопасности игрушки покупаю под брендом Chicco. Именно этому производителю полностью доверяю. К тому же все игрушки очень яркие и необычные. Вот, например, ярким примером такой игрушки является «Говорящая ферма».

Это уникальный игровой центр, которая при своем компактном объеме вместила не только всех жителей фермы, и цифры, но и может похвастаться большим спектром для развития наших чад. Ферма представляет собой двуязычную игрушку, обучение и проверка знаний, которой идет на русском языке и на английском.
Гладкие приятные на ощупь поверхности фигурки прочно сидят на своих местах, ребенку легко на них нажимать. Ферма имеет обтекаемую форму, не имеет острых углов и безопасна для детей. На ферме много приятных сюрпризов в виде ярких фигурок животных, птиц и даже бабочки, а также веселых звуков и светомузыки.
Благодаря удобной ручке, ферму легко переносить, ребенок с этим справляется, она не тяжелая, весит около 1.1кг.
Многообразные звуковые и световые эффекты пробуждают в ребенке желание наблюдать, слушать, учится. Мой малыш с радостью слушает веселые мелодии и наблюдает за мигающими в ритм мелодиям световыми эффектами. Кроме того, с удовольствием играет в игру с отгадыванием голосов зверей. Говорящая ферма имеет множество развивающих и познавательных функций. Она с легкостью приобщит ребенка к миру музыки и пополнит его знания об окружающем мире.
Благодаря этой игре развивается речь, воображение, моторика рук. Происходит знакомство с английским языком, ведь дети дошкольного возраста запоминают английские слова непроизвольно, им не нужен перевод слов и текста, чтобы понимать, о чем речь. Говорящая ферма развивает все чувства ребенка, позволяя ему учиться, играя.

Аватар пользователя Альбина Хазиева

Спасибо за полезную информацию.Мы тоже развиваемся благодаря игрушкам.B главное чтоб они были безопасными!
Игрушки люблю многофункциональные ,безопасные и развивающие, поэтому предпочтение отдала одному из лучших брендов. Например, cортер «Домик с животными» Chicco это не только все компоненты в одном удобном хранилище в виде домика, но и очень многофункциональная игрушка, в этой модели представлено несколько видов сортера. Сортировщик очень яркий, все его компоненты (фигурки, ключики) представлены в сочных ярких цветах, и имеют обтекаемую форму без заостренных углов, что очень безопасно! Один сортер сверху крыши, там можно поизучать фигурки, а другой сортер на дверцах домика познакомит с животным миром. Ну а особый восторг вызывают ключики. Каждый ключик имеет свою форму цветовую гамму для того, чтобы определить какую дверцу нужно открыть. За счет удобной ручки ее с легкостью можно переносить.

Также считаю, что такая машинка, как "Билли-большие колеса"Chicco должна быть у каждого мальчика, ну и у девочек, которые небезразличны к авто. Она прослужит верным другом, ведь крепче, надежнее и ударопрочнее машинку я еще не встречала. Несмотря на ее такие характеристики Билли очень позитивен, эти милые добрые глазки и широкая улыбка так и манит поиграть. Управление с Билли с помощью руля позволяет почувствовать себя настоящим профессионалом в езде даже 2-х годовалому ребенку. Тут все для безопасности, руль как положено круглой формы и НИКАКИХ АНТЕН! Машинка очень маневренная, на руле есть кнопки управления вперед-назад, влево-вправо, а посередке клаксон. Думаете все? Нееет, Билли еще издает реалистичные звуки мотора при начале движения, звуковые эффекты при подаче машины назад c сопровождением подсветки красных стоп-фонарей , яркое свечение самих фар. Препятствия внедорожнику не страшны, вы только взгляните на эти массивные надежные колеса, так что поверхность для езды может быть разной и даже с составляющими препятствиями. В общем, есть возможность восхититься машинкой и порадовать ребенка))

Ну,а Игрушку "Говорящая ферма" Chicco, я советую всем кто хочет сделать подарок и не ошибиться с выбором. Потому как мои детки от такой занимательной разносторонней игрушки просто в восторге. Причем сынульке сейчас уже 3годика, но он до сих пор с интересом проводит за ней время (на момент дарения ему было 1,9), а его сестричке полгодика, но она тоже уже с удовольствием нажимает на кнопочки, которые находятся в зоне ее доступности. Игрушка показала себя долгоиграющей, разносторонней для активного развития. Очень качественная, удобная в плане переноски с продуманным дизайном вплоть до деталей. Этакий обучающий игровой центр, где можно играть, и обучатся в непринужденной игровой форме одновременно. А также пополнить свои знания, как на русском, так и на английском языке. Благодаря этой игрушке мы познакомились с животным миром и научились считать. А чтоб обучение и игры проходили веселее есть и музыкальные тайм-ауты.