Как научить ребенка читать по слогам

Как научить ребенка читать по слогам

Чтение – одно из первых умений, формируемых у детей младшего школьного возраста, и оно уже давно перестало быть прерогативой школы.

Чтение – одно из первых умений, формируемых у детей младшего школьного возраста. Однако оно уже давно перестало быть прерогативой школы. Продление срока декретного отпуска до трёхлетнего возраста ребёнка подарило мамам возможность самим заниматься с малышом.

Раннее развитие перестало быть признаком вундеркиндов, и превратилось в распространённую норму. Никого не удивишь тем, что трёхлетний малыш знает буквы. Но часто возникает затруднительная ситуация: буквы малыш знает все, и уже давно, а вот соединить их в слоги (и тем более в слова) не может, - не получается. Что делать в такой ситуации? Как научить ребёнка читать по слогам?

Обучение чтению: когда начинать?

Начинать обучать чтению теоретически можно с пелёнок. Так же, как мы повторяем названия предметов, и малыш запоминает их, также можно вводить в обиход буквы. Называть их, показывать большие картинки с буквенными изображениями, играть буквенными фигурками, складывать из них пазлы, навешивать буквенные магниты на металлической поверхности холодильника – всё это можно делать с малышом с трёхлетнего возраста. Почему не стоит раньше?

Для формирования цельной картины мира сначала мы знакомим малыша с самыми яркими и близкими ему образами: мама, папа, солнышко, пирамидка, пальчик.

Буквенные изображения являются абстракцией. Абстрактные знания должны ложиться на прочную основу реальных образов окружающего мира. Для обучения чтению и знакомства с абстракцией ребёнок должен иметь сформированную картинку окружающего пространства и словарный запас.

Главным критерием своевременности занятий будет интерес ребёнка. Если малыш с удовольствием повторяем за вами названия букв, с интересом отыскивает их изображения на уличных вывесках, с восторгом сообщает вам, что увидел на стене знакомую букву, - это значит, ваши занятия происходят в нужное время. Если малышу не интересно и он явно скучает, это свидетельствует о его неготовности. Такая ситуация говорит о несформированном интересе к процессу обучения, об отсутствии подготовки к чтению.

Какие книги читать

Для самых маленьких детей мы выбираем книжки-игрушки. С яркими большими картинками, небольшим текстом и крупными буквами. Минимальный набор текста представляет подпись под рисунком. Например, изображение собаки и подпись «собака». И другие аналогичные картинки с названиями животных, игрушек, одежды или явлений природы (ветер, снег и дождь). Это – первые книжки, которые мы читаем детям, и которые после дети читают нам.

Книга для чтения по слогамКогда ребёнок овладеет слоговым чтением, можно приобрести специальные книги для чтения по слогам. Как правило, в них на каждой страничке большая картинка и три-четыре строчки текста. Каждое слово разбито на слоги. Между слогами внутри слова нарисованы чёрточки. Читать такие книги легко и интересно.

    Чтобы сформировать стойкий интерес к чтению, надо обеспечить следующее:
  • Книжка должна быть привлекательной, яркой, красивой.
  • Процесс обучения должен быть приятным, интересным и вызывать положительные эмоции.

Особенности и способы обучения слоговому чтению

    Отметим некоторые основополагающие моменты, важные для лёгкого обучения буквенному чтению:
  1. Изучение отдельных букв не должно быть запоминанием их алфавитного названия. Не «эм», а «М-м». Не «эн», а «Н-н», не «бэ», а «Б».
  2. Начинать знакомство с алфавитом надо с гласных букв. Простых гласных всего шесть, но в сочетании с ними формируется 250 слоговых вариантов русского языка.
  3. Не стоит сначала изучать все буквы алфавита, а потом учиться читать по слогам. Складывать буквы в слоги необходимо после изучения нескольких гласных звуков и одного-двух согласных.
  4. Первыми из гласных запоминают самые простые звуки: «А», «О», «У». По одной буковке в день. Придумывая слова с этой буквой в начале или в середине слова. Четвёртую букву, вводимую в обиход ребёнка, выбирают согласную, например «М» (мамина буква).
  5. Теперь можно соединить первые слоги. Для этого легче сначала начинать слогообразование с гласных. Читаем «ау» (кричат в лесу), «уа» (зовёт малыш). Следующим слогом, предлагаемым ребёнку для ознакомления, будут закрытые сочетания, начинающиеся на гласный и заканчивающиеся на согласный: «ам» (когда я ем), «ум» (то, что у человека в голове). Такое соединение звуков малышу проще выполнить и повторить.
  6. И только после всей проделанной подготовительной работы по соединению букв начинаем соединять буквы в открытые слоги, оканчивающиеся на гласный: «ма», «мо», «му».
  7. Добавляем согласные звуки и другие гласные, формируем из них новые слоги и читаем простые слова.

Кубики Зайцева

Для облегчения будущего чтения рекомендуется запоминать слоговые сочетания. На этом основана игровая методика обучения Зайцева. Сочетания слогов располагаются на боковых гранях кубиков. Большой кубик содержит названия твёрдых слогов («М», «Ма», «Мо», «Му», «Мы», «Мэ»). На маленьких кубиках нарисованы мягкие слоги («мь», «мя», «ми», «мю», «ме», «мё»). Из готового набора слогов на кубиках выкладываются целые слова.

Обучение чтению может быть ярким и интересным процессом. Характер развивающих занятий определяет интерес ребёнка к книгам и обучению в будущей взрослой жизни.