Методики обучения чтению: плюсы и минусы

Методики обучения чтению: плюсы и минусы

Обучить ребенка чтению можно различными способами. Существует большое количество методик, придуманных отечественными и зарубежными авторами. Родители пытаются понять, что лучше. Мамы и папы редко учитывают мнение малыша и его готовность к экспериментам.

Многие родители в настоящее время пытаются применять различные методики, позволяющие обучить ребенка чтению в раннем возрасте. Различных способов огромное количество. Одни мамы обращаются к методике Г. Домана, а другие приобретают кубики Н. Зайцева. В чем разница, каковы преимущества того или иного вида обучения и требуется ли оно ребенку в 1-2 года? Методика Г. Домана основана на карточках. Мама или папа показывают ребенку различные слова, например, остекление, природа, балкон, машина и так далее. Показ идет быстро и по нескольку раз в день. Слова проговариваются родителями вслух малышу, которому может быть всего лишь несколько месяцев от роду. У этого способа множество последователей, но есть большое количество противников, которые считают, что забивать голову такому маленькому ребенку сложными словами не стоит, малыш должен видеть мир во всех красках и стремиться к самопознанию, созерцая различные цвета и краски окружающих предметов, эмоции родителей, а не строгие карточки со словами. Б. Никитин, один из основателей раннего развития детей, считал, что надо окружить детей соответствующей обстановкой, создать благоприятные условия для того, чтобы малыш сам заинтересовался буквами. Автор методики даже отметил, что если ребенок будет просто играть с кубиками, на которых написаны буквы, то постепенно способен их изучить сам. В своих последующих книгах Б. Никитин и его жена Е. Никитина отметили, что убедились во вреде раннего обучения чтению. Так у детей ухудшается зрение, что они поняли из личного опыта обучения собственных малышей. Существует интересная методика Н. Зайцева, основанная на игре со специальными кубиками. Малыши незаметно для себя обучаются читать при помощи слогов, а не соединяя буквы, как нас всех учили в школе. Эта методика подходит для любого возраста. Прежние способы по обучению детей читать при помощи соединения букв в слоги уже давно устарели и изжили себя, хотя многие продолжают ими пользоваться и очень довольны. Каждый родитель должен подобрать именно тот способ, который более всего подходит для его ребенка. Оптимальным возрастом для начала обучения чтению является 4-5 лет. А вообще, надо смотреть на психологию и готовность к этому самого ребенка. Это основной критерий.