Нормы развития речи у детей разного возраста. Обучаем ребенка разговаривать с помощью игры

Нормы развития речи у детей разного возраста

Умение озвучивать свои переживания и мысли являются одним из основных социальных навыков. Стоит начинать обучать малыша разговаривать с самого раннего возраста.

Ежедневно каждый ребенок совершает открытия, сталкивается с чем-то неожиданным, впитывая все, что дают его окружающие: знания, эмоции, нормы поведения. Умение озвучивать свои переживания и мысли являются одним из основных социальных навыков. Именно от того, насколько ребенок овладеет языком, будет зависеть эффективность его взаимодействия с людьми. В связи с этим многие родители пытаются обучить ребенка речи и задаются вопросом, как учить детей говорить, стоит лишь малышу начать понимать, что происходит вокруг.

Нормы речевого развития

Примерно ко второму месяцу жизни у малыша появляется гуление – он способен издавать отдельные звуки (о-о-о, а-а-а, м-м-м).

С трех месяцев у детей развивается лепет (ба-ба-ба, агу-агу).

С пяти месяцев малыши пытаются подражать артикуляции взрослых. Двигательные навыки закрепляет многократное повторение отдельных звуков.

Начиная с шестимесячного возраста дети путем активного подражания произносят отдельные слоги (ма-ма-ма, па-па-па, тя-тя-тя и т.д.) и повторяют за взрослыми разные звукосочетания. Малыш ассоциирует определенные звуки и звукосочетания с предметами.

К концу первого года жизни ребенок начинает говорить слова. Как правило, их количество составляет 2-10. К этому возрасту большинству детей для произношения доступны такие звуки: а, и, у, м, п, б.

При появлении первых слов у ребенка начинается этап развития активной речи – он с удовольствием произносит слова сам и повторяет их за взрослым.

Уже к 1,5 годам словарный запас ребенка составляет около 100 слов, в речи могут появляться простые предложения.

Ко второму году словарный запас составляет примерно 1500 слов, появляются союзы «потому что», «когда» и т.п., малыш использует в речи сложные предложения. Следует учитывать, что в этом возрасте большинство детей физиологически не готовы произносить сложные звуки.

До третьего года жизни словарный запас составляет примерно 3000 слов, постоянно совершенствуется и увеличивается.

В пятилетнем возрасте большинство детей способны составлять рассказы по картинкам или коротко пересказывать сказки.

К семи годам малыш должен правильно произносить любые звуки и строить предложения.

Учим ребенка разговаривать

С первых дней жизни разговаривайте со своим ребенком. Пускай он пока способен лишь улавливать интонацию, а не смысл произнесенного вами, зато у него происходит пассивное накопление словарного запаса.

Не стоит коверкать слова. Многие мамы не могут удержаться от «сюсюканья», однако логопеды утверждают, что это никаким образом не способствует развитию речи малыша, а скорее наоборот. От родителей ребенок должен слышать только правильное произношение, в противном случае он усвоит исковерканный вариант, от чего его впоследствии придется переучивать.

Обучаем ребенка разговаривать с помощью игры

Развивайте у ребенка мелкую моторику рук – это поможет ему научиться разговаривать. Центры головного мозга, ответственные за координацию пальцев и за речь, расположены поблизости. Поэтому стимулируйте малыша к тому, чтобы он научился завязывать шнурки, застегивать пуговицы, обращаться с цветными карандашами и столовыми приборами.

Чаще читайте ребенку книги – это способствует развитию воображения и расширению словарного запаса.

Для того чтобы малыш научился говорить предложениями и излагать свои мысли четко и связно, чаще задавайте ему вопросы и вовлекайте его в диалог.

Речевые игры для формирования речи

Получаемые ребенком речевые умения необходимо перенести в связную монологическую речь. Для этого следует в педагогический процесс включать игры.

Приведем несколько примеров речевых игр, которые можно проводить с детьми 4-5 лет.

  • Что изменилось?
  • Целью этой игры является формирование умения использовать предлоги с пространственным значением (около, между, под). Для игры потребуется лесенка и разные игрушки, например, заяц, мишка, лягушка, кот.

    Расставьте игрушки на ступеньках лесенки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их расположение. Затем пускай он закроет глаза, а вы тем временем переставьте игрушки и попросите его, чтобы он сказал, что изменилось. Игру следует повторить около 5 раз.

  • Я начну, а ты продолжай
  • Целью является формирование умения продолжать ряд синонимов. Вы говорите предложение, выделяете в нем какое-либо слово, а малыш подбирает синонимы к этому слову. Например:

    - Дети бегут по тропинке. Бегут … (мчатся, несутся).

    - В шкафу лежит чистая футболка. Чистая… (постиранная, свежая).

Уделяйте должное внимание развитию речи своего малыша, и тогда он быстро научится говорить правильно. В процессе такого обучения ребенку не будет скучно, ведь сейчас его любимое занятие – это познавать мир. Общаясь с крохой постоянно, вы научите его разговаривать, установив с ним тесный эмоциональный контакт.