О вальдорфской педагогике

О вальдорфской педагогике

Вальдорфская система образования и вальдорфские школы, которых насчитывается уже больше 1000, существуют во всем мире.

Они базируются на антропософии, которая была создана австрийским мыслителем Рудольфом Штайнером (1861-1925). В 20 книгах и 6000 лекциях им были затронуты: религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство. Антропософия как новый синтез науки и религии эклектически объединяла традиционные учения оккультизма и религий, древности и средневековья с элементами естествознания и идеалистической философии нового времени.

Мы не будем в данной статье подробно останавливаться на учении и взглядах Штайнера, желающие могут ознакомиться с его произведениями или их критикой самостоятельно. Наша цель - рассказать кратко и понятно, что такое вальдорфская педагогика в целом и чем отличаются вальдорфский детский сад и вальдорфская школа от обычных.

Фундаментом вальдорфского образования считается особый взгляд на человеческую жизнь и ее стадии.

Согласно ему, вся жизнь человека делится на три периода: от рождения до 21 года, от 21 до 42 и от 42 лет до смерти.

От рождения до 21 года происходит развитие человеческого существа, воплощение, вхождение в земную судьбу, в мир.

В 7 лет человек идет в школу, в 14 лет начинается период полового созревания - эти точки являются ключевыми в этом периоде.

К 21 году человек начинает приобретать реальный жизненный опыт. И если в первый период в основном развивается физическое тело, то во втором уже раскрываются душевные возможности.

Третий период называется в вальдорфской педагогике периодом "свободного действования". Именно в это время происходит реальное движение вперед - человек начинает отдавать свои знания, опыт другим.

Вальдорфские педагоги говорят, что от рождения до 7 лет мы строим свое физическое тело, от 7 до 14 - эфирное. С 14 до 21 года стремимся сформировать свое астральное тело. С завершением этих процессов появляется и сознание собственного "Я".

Что же такое вальдорфские школы?

Их можно назвать системой образования, основным своим принципом которого является уважение к детству. Цель этих школ - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Уже в начальной школе в ребенке пытаются развивать такие качества, как эмоциональная зрелость, инициатива и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Характерными особенностями вальдорфской школы специалисты считают:

• Обучение в школе начинается с 7-летнего возраста и рассчитано на 11-12 лет.

• В начальной школе классическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). Постепенно вводятся предметы из художественной среды. Обучение иностранному языку ведется с 1 класса так же, как и родному - с самых простых слов, стихов, песенок, игр.

• С 1 по 8 класс у учеников есть классный учитель, который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все восемь лет школы. Он - самая главная фигура в школе; человек, который на протяжении восьми лет преподает все основные предметы: родной язык, литературу, живопись, математику, физику, зоологию, ботанику, историю, географию и т.п.

• Основные предметы преподаются "эпохами": в течение месяца преподается один предмет, затем другая "эпоха" - другой предмет и т.д. Так называемый "главный урок" идет два часа утром, каждый день.

• Определенным занятиям, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах уделяется большое внимание. Это искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе) и т. д. На уроках рукоделия дети учатся вязанию на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, работают с различными "мягкими" материалами. В идеале ремесло должно превратиться затем в свободное художественное творчество ребенка.

• Дети изучают новый вид искусства движения - эвритмию, т.е. своеобразное сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов.

• В школе часто устраиваются праздники, посвященные каким-то природным явлениям (созреванию плодов, наступлению зимы, таянию снега) или религиозным событиям (Рождество, Пасха).

• В конце учебной четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Рассказывают стихи, поют, играют на флейтах. Некоторые классы готовят небольшие спектакли.

• В вестибюлях постоянно проходят выставки самых красивых тетрадей, сшитой на уроках рукоделия одежды, выточенных из дерева игрушек, ложек, шкатулок, вылепленной из глины посуды и всего того, что дети научились делать в процессе учебы.

• Учебников как таковых не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники, но только в дополнение к работе по основным урокам.

• Обучение в вальдорфской школе не является состязательным. В средней школе не выставляют оценок; в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет-характеристику на каждого ученика.

• Школы и детские сады управляются коллегиально - конференцией учителей, которая собирается раз в неделю и обсуждает все вопросы жизни школы.

Что касается России и Украины, то вальдорфских школ еще мало, и они - скорее исключение, чем реальная часть системы среднего образования. А вот вальдорфские детские сады на постсоветском пространстве есть, и с каждым годом их становится все больше.

Чем же они отличаются от обычных?

• В них дети могут самостоятельно выбирать игры в течение дня, а если воспитательница организует общие занятия или читает детям вслух, малыш вправе отказаться от участия в общем деле.

• Группы в детском саду разновозрастные. Маленькие дети находятся под присмотром старших, которые учат их всему: одеваться, убирать за собой, рисовать, лепить и др. Воссоздается модель семьи с воспитательницей в роли мамы. Считается, что так малышу гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе.

• В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют творчеству и ручному труду: дети учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и ткацком станке и т.п.

• Огромную роль играют занятия изобразительным искусством. Это не уроки рисования в общепринятом смысле, а игры с красками, во время которых дети учатся именно творить, а не копировать данный воспитателем шаблон. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

• Ежедневно в группе проводится эвритмия. Обычно, рассказывая детям сказки, воспитательница также сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

• Если у садика есть своя площадка, то там разводят огород, где каждый может попробовать вырастить что-либо. В идеале в вальдорфском детском саду должны жить еще домашние животные.

• Для детского сада, так же как и для школы, характерно обилие праздников. Регулярно празднуют и детские дни рождения, время которых в честь именинника читают стихи, поют песни, дарят ему подарки собственного изготовления.

• В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни чтением, ни письмом, ни основами математики, не дают им энциклопедических знаний о мире.

• В вальдорфских детских садах игрушки особые: это самодельные куклы из натуральных материалов, некрашенные игрушки из дерева и глины. Обычные классические куклы, машинки, конструкторы здесь под запретом. Ребенок играет лишь самодельными, развивающими фантазию и творческие способности игрушками.

Итак, мы в общих чертах рассказали о том, что такое вальдорфская школа и детский сад. В данном материале мы сознательно избегали любого рода оценок. Слишком неоднозначна сегодня реакция разных слоев и представителей нашего общества на появление у нас данной системы образования. В любом случае, альтернативы традиционному образованию быть должны. А вот уж отдавать своего ребенка или нет в такое альтернативное учебное заведение - решать только вам.

Единственный наш совет: соберите как можно больше объективной информации. Тогда оценку вы сможете дать сами.

Юлия Юткина
© Вальдорфская школа "Ступени"