Основные принципы вальдорфской педагогики

Основные принципы вальдорфской педагогики

Рассмотрим основные принципы вальдорфской педагогики, из которых вытекают содержание, методы и организация учебно-воспитательного процесса:

1. Гуманистическая направленность.

2. Принцип педоцентризма – выбор содержания и методов воспитания и обучения с ориентацией прежде всего на конкретного ребенка, на актуальное состояние конкретной группы детей и на перспективы именно их развития. Индивидуальный подход к каждому ученику. Учет темперамента, личностных качеств, конкретных семейных обстоятельств и тому подобное.

3. Принцип целостного охвата природы человека – принцип построения программ воспитательного и учебного процессов на основе достижений науки о целостности психического, духовного и физического естества человека и понимания органических метаморфоз (то есть процесс развития ребенка идет не линейно, а скачкообразно, и в этом процессе происходят существенные изменения, появление новых качеств – это в свое время заметил еще Гете).

4. Принцип возрастного соответствия (связанный с первыми двумя принципами) – соответствие дидактики и методики обучения с психолого-педагогическими характеристиками детей конкретного возрастного этапа.

5. Принцип разносторонности и гармоничности в воспитании и обучении – идея гармонического объединения в учебном и воспитательном процессах факторов развития интеллектуальных, чувственных и волевых функций личности.

6. Принцип обязательного чувственного переживания. Он предусматривает объединение познавательной и эмоционально-волевой проработки детями материала, который им дается. Путь к понятию проходит через чувственные переживания у детей, который педагог пробуждает с помощью собственных художественных способностей. Становится реальным один из основных педагогических принципов: объединение процесса воспитания и процесса обучения, которое возносит педагогику до уровня искусства. Обобщенно его можно представить в такой словесной формуле: «Я делаю – я люблю – я размышляю».

7. Принцип связанности с жизнью. Обучение должно иметь практическое направление. Воспитательная и учебная работа постоянно связана с реалиями и ритмами окружения.

8. Принцип объединения национального и общечеловеческого в воспитании – выход к общечеловеческим ценностям через изучение национальной и мировой культуры.

9. Принцип религиозной толерантности. Несмотря на то, что вальдорфское учебное заведение не пропагандирует ни одной религиозной конфессии, оно привлекает к содержанию учебно-воспитательного процесса общечеловеческие достояния духовной культуры.

10. Принцип объединения социального (коллективного) и индивидуального – формирование самостоятельной, самодовлеющей личности, которая умеет ощущать и уважать потребности окружения и положительно влиять на развитие и реализацию других людей. Необходимой предпосылкой для воплощения этого принципа есть соображение важности сотрудничества педагогов, родителей и окружения.

11. Принцип уважения личности ребенка, его чувств, способностей и потенциальных возможностей. Педагог избегает способов мотивации обучения, которые обращаются к эгоизму, честолюбию, страху.

12. Принцип свободы в самоопределении. Конечная цель воспитания ребенка – мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждой отдельной личности в контексте культурного осознания своей индивидуальной свободы и ответственности. (В частности, это означает большое количество занятий эстетичного и практически-прикладного направления.)

13. Коллегиальное управление образовательным учреждением – все решения по педагогическим и хозяйственным вопросам жизни школы или сада принимаются коллегиально.

© Вальдорфская школа "Ступени"