Праздник каждый день: день родного языка

Праздник каждый день: день родного языка

На самом деле, международный праздник родного языка уже прошел. Он был 21 февраля.

Однако об этом празднике я хотела поговорить с вами именно после его окончания. Так как искренне уверена, что каждый день вашей с ребенком совместной жизни может и должен стать днем родного языка.

Я не буду долго ходить за примерами - они вокруг нас, каждый день. Каждую минуту. Не нужно ждать какого-то условного праздника. Но нужно с самого рождения приучать ребенка к правильной, грамотной речи.

Не бойтесь, вы не утомите ребенка этим. Для малыша обучение с самого начала носит форму игры. Потом оно подкрепится любопытством (это как узнавать новые названия или характеристики предметов).

Как это сделать? Все очень просто:

- во-первых, с самого начала разговаривайте с ребенком на грамотном языке, по минимуму используя уменьшительно-ласкательные формы и детские формы (ути-пуси и прочее). В первую очередь это касается вашего обращения к ребенку (подробнее об этом - в статье Так ли мы обращаемся к нашим детям?)

- во-вторых, помогайте ребенку осваивать новый словарный запас. Это значит - подсказывайте ему правильные названия и эпитеты. Причем, не просто в отношении внешнего мира (окружающая действительность, люди, явления), но и его или ваши эмоции. Таким образом, обогащая словарный запас, ребенок лучше осваивает речь, ее разнообразие. Как известно, особенно хорошо новые слова и понятия осваиваются во время совместной деятельности: к примеру, во время работы с раскрасками или аппликациями. Все это, в свою очередь, развивает в ребенке способности к более глубокому познанию языка. Более подробно об этом - в статье Обучение дошкольников "языку чувств".

- в-третьих, подсказывайте ребенку правильные формы слов (глаголов, прилагательных, наречий и так далее). Например, ваш ребенок знает слово "ребенок". Однако во множественном числе оно звучит как "дети". Поэтому каждый раз, когда ребенок говорит на группу детей "ребенки" - исправляйте его. Сначала просто говорите, что правильно будет говорить "дети". Когда ребенок станет постарше - например, в три года - вы уже можете объяснять ему словообразование. Конечно, на самом простом уровне. Например: "когда ребенок один - это ребенок, а когда их много, то это дети". Или из глаголов - обучение правильным формам в прошедшем времени: "Когда это мальчик, то он сел, а если это девочка, то она села."

Возможно, это с первого взгляда покажется вам трудным или неэффективным... Но на самом деле, научить правильному языку куда как проще, чем переучивать и заставлять говорить правильно, если ребенок с детства запомнил неправильное словообразование.

И чем раньше вы начнете приучать малыша к правильной речи, тем проще ему будет на уроках родного языка в школе. Ведь тогда ребенку не нужно будет так сильно заучивать правила и применять их, если он уже знаком с ними - в жизни. Более подробно о развитии речи у ребенка - в статье Развитие речи.

Впрочем, все это не мешает нам с вами записывать те милые слова, которые каждый ребенок хоть раз в жизни, но придумает сам :) Можете поделиться ими с нами и читателями и прислать на почту.