Первый год жизни ребёнка. Стадии развития

Первый год жизни ребёнка. Стадии развития

Ольга Соколова, специально для Эльфика

От особенностей отношения женщины к предстоящему материнству нередко зависят течение родов и адаптация новорожденного в первые часы жизни. Если беременность желанная и особенных факторов риска нет, ребёнок рождается не только доношенным, но и физиологически зрелым.

Совершенствовать развитие такого малыша - сплошное удовольствие. Ваш новорождённый младенец не только личность, но и индивидуальность — единственный, неповторимый, а нормы все рассчитаны на среднего ребёнка (хотя стандартных детей нет).

Попробуем рассмотреть норму, чтобы она была точкой отсчёта, своеобразным эталоном, к которому желательно стремиться, а если можно - и превзойти его.

Как правило, развитие ребёнка (нервно-психическое, физическое) оцениваются по разным показателям путем сравнения их с показателями других детей этого возраста. И если один малыш сел в семь месяцев, а другой в восемь, то это не столь существенно. Как, к примеру, то, что ваш трехмесячный ребёнок еще не может держать голову. Скорее всего, это признак патологии. В любом случае: младенец должен регулярно наблюдаться педиатром.

Когда рассматривается развитие ребёнка, нужно понимать: нет точных норм для этого процесса, есть приблизительные варианты нормы, вернее — ее вариации для каждого младенца. У всех людей свой код развития, и в то же время — уникальный код стандартен. Ребёнок не научится ходить прежде того, как сядет сам и встанет. Поэтому необходимы знания о том, в какой период жизни как должны развиваться те или иные функции и способности. А у младенца даже каждая неделя — глобальный путь развития вперёд, и каждый день — какой-то новый навык

Рассмотрим первый год жизни поподробнее:

1 месяц. Лёжа на животе, пытается поднять голову и удержать в приподнятом положении.

2 месяц. Держит голову, но ещё плохо управляет ею. Лёжа на животе, легка приподнимается и незначительное время удерживает голову. Поворачивается с бочка на спинку.

Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, использует их при «разговоре» со взрослыми.

Могут быть проблемы со сном из-за настойчивого желания продлить время бодрствования для того, чтобы больше общаться с окружающими.

3 месяца. Хорошо управляет головой. Лёжа на животе, поднимает грудь. Первые попытки перекатывания. Поворачивается со спины на бок. При поддержке под мышки упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах, пружиня ими.

При хорошем самочувствии экспериментирует с гласными звуками, растягивает их. Гулит. Воркует.

Могут быть проблемы со сном из-за того, что мозг малыша уже настолько созрел, что ребёнок пытается, как можно больше информации вобрать в себя и использовать это во время игр.

4 месяца. Приподнимает плечи. Лёжа на животе, хорошо упирается на предплечья, высоко подняв голову.

Гуление превращается в рулады звуков.

5 месяцев. Поднимает плечи. Лёжа на животе, хорошо упирается на локти или ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Перекатывается. При поддержке под мышки устойчиво стоит.

Мелодичное гуление. Случайный лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, комбинация гласных с согласными.

6 месяцев. Сидит в подушках. Пытается перевернутся с живота на спину. Подползает.

Совершенствуется случайный лепет(да-да-да) , согласные сливаются с гласными, ребёнок пытается имитировать все слышимые звуки, ведёт со взрослыми своеобразный диалог. 7 месяцев. Пытается сидеть без поддержки  и учиться садиться сам. Переворачивается с живота на спину. Переползает.

Лепет. Ребёнок начинает понимать смысл некоторых слов.

8 месяцев. Сидит без поддержки, но ещё не устойчиво. Садится и ложиться сам. Встает на четвереньки. Начинает ползать, но часто ещё не вперёд , а назад. Может встать , держась за  барьер и переступать бочком.

Более сложный лепет, лепет как речь. Ребёнок учится произносить звуки родного языка. Имитируя взрослых, дети часто повторяют звуки, произносимые ими, не понимая их значения как эхо.

9 месяцев. Сидит без поддержки. Ползает. Учится стоять , держась за барьер. Учится переступать на месте. Придерживаясь за ваши руки, пытается ходить.

Модулированный лепет, звуковые серенады, первые облегчённые слова.

10 месяцев. Хорошо сидит. Ползает. Держась за барьер, встаёт самостоятельно и стоит. Учится переступать на месте. Пытается ходить.

Вслушивание в речь взрослого. Ребенок понимает всё больше и больше слов. Подражая речи взрослого, малыш усваивает новые слоги. Появление первых слов.

11 месяцев. Хорошо сидит. Стоит, держась за опору. Встает самостоятельно. Пытается хоть мгновение стоять сам. Ходит, держась за стул.

Воспроизведение освоенных звуков по усмотрению ребёнка. Количество облегченных слов незначительно увеличивается. В зависимости от конкретной ситуации ребёнок вкладывает в одни и те же слова разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев. Стоит самостоятельно, но не всегда устойчиво. Держась за мель или вашу руку, ходит. Пытается сделать первый шаг. Держась за руку может даже переступать через ступени.

Ребёнок уже знает около 10 облегчённых слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.

По материалам книги А. Баркан "Мир глазами младенца".