Упражнения для развития речи

Упражнения для развития речи

В последней статье Эльфика об общении с ребенком упоминалось, что развитие речи важно не просто само по себе, но и тесно связано с развитием, например, мышления. И потому помощь в формировании и обогащении речи положительно сказывается на самых разных процессах гармоничного развития.

Нетрудно догадаться, что дети в самом начале своей жизни больше впитывают, чем используют.
И они могут понимать какие-то вещи, но затрудняются выказать их из-за недостаточности развития речи. И малышу можно помочь, легонько подтолкнуть в виде игр и занятий.

Ранее мы уже приводили примеры игр для развития речи ребенка 2,5-3 лет. Приведенные ниже упражнения можно принять за основу, образец: зная своего ребенка вы сможете придумать и организовать такие задания, которые будут интересны именно ему!

Итак, самое простое - составление описания предметов и существ. Использованы могут быть как прилагательные, так и целые рассказы. Например, "Листья бывают... желтые, зеленые, кленовые, дубовые, сухие, мокрые после дождя". "Листья могут висеть на дереве, могут падать с веток, могут лежать на земле, могут стать красивой картинкой - аппликацией, могут быть домиком для гусениц и жучков" и так далее. Вы можете сами выбирать понятия - те, которые лучше всего знакомы вашему ребенку, и можете направлять, подсказывать движение мысли - с помощью вопросов: "какие?", "что могут делать?", что не могут делать?", "чем помогают?" и так далее в зависимости от слова. Таким образом малыш не только учится описывать предметы, но и развивает свое мышление - так как нужно правильно определить и назвать свойства и способности предмета.

Похожее задание - но наоборот. Об этом - как важном этапе развития коммуникативных навыков - мы и говорили в упомянутой статье об общении. Итак, учитесь вместе с ребенком угадывать предметы с помощью описания. Это обычные загадки, которые усложняются с ростом ребенка. Для самых младших подойдет просто описание предмета: "круглый, красный, катится и прыгает" - "это наш мяч". Со временем можно будет использовать классические загадки из фольклора и детских книг. Таким образом, ребенок не просто учится правильно называть предметы и расширять свой словарный запас. Он развивает свое мышление, так как отгадка в данном случае - классическое умозаключение на основе логики.

Как более сложный вариант предыдущих заданий - использование глаголов действия. То есть вы называете предмет, а ребенок говорит, что этот предмет может делать. И наоборот - вы называете действия, а ребенок угадывает, о чем идет речь. Так как глаголы - очень важная часть речи, особое внимание к ним помогает более гармонично развивать речь и мышление ребенка.

Сюда же можно было бы отнести еще одно задание с глаголами, но оно по-своему развивает речь - я бы назвала это "вширь". Итак, ребенку нужно подобрать к глаголу (действию) все возможные варианты предметов/объектов. Например, вы говорите "Кто или что умеет летать?" - а ребенок должен назвать все возможные варианты предметов или существ, о которых можно сказать "летает". Это могут быть самолет, птица, бабочка, листья и так далее. Это позволяет не просто характеризовать предмет, но и выделять общие черты у очень разных предметов (то есть снова развивает мышление).

В это раз мы назвали самые простые упражнения, которые можно оформить в виде увлекательной игры с помощью книг и картинок, или - наоборот - дополнять этими заданиями просмотр любимых передач и мультфильмов. Важно помнить, что занятия с ребенком должны быть ему в радость и гармонично вплетаться в повседневную деятельность.

* * *

Статьи по теме:

- Общение с трехлетним почемучкой - легко и с пользой

- Игры в дождливый день

- Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят

- Примеры развивающих игр от года до трех

- Кажущаяся простота кубиков