Ведь мы волшебники!

Ведь мы волшебники

Анна КОЛОМЫЙЧЕНКО, воспитатель, преподаватель ИЗО, ДОУ№ 4 «Аленушка»

Сегодня мы хотим познакомить вас с точкой зрения человека, который считает, что можно научить ребенка приемам рисования, не подавляя, а помогая.

Если говорить о занятиях с детьми, то начинать надо, наверно, со своего детства, со своего детского восприятия и отношения к тому, как тебя самого пытались научить. Все взрослые — немножечко дети. В этом убеждаешься на занятиях, которые проходят совместно с родителями. Мамы часто норовят опередить детей и нарисовать картинку или сложить головоломку, потому что самим интересно, что получится.

Все мы сталкивались порой с непонятностью детских рисунков, необходимостью объяснений и раздражением: «Неужели не понятно?»

Над моей кроваткой висел маленький коврик с цветочным ярким и пестрым узором. Мама однажды меня спросила, что я вижу на этом коврике. Я, пожав плечами, сказала, что цветы, так как край ковра был украшен рамкой из цветов. «И все?»— удивилась мама и рассказала мне, что в причудливых пересечениях узора она видела волшебную жар-птицу, голову и руки негра, разрывающего оковы, сказочные узоры и неведомые страны. И все это она показала мне, объяснив некоторые линии. Кое-что мне удалось разглядеть сразу, а кое-что я, уже вглядываясь пристальнее, вообразила сама. Тут я впервые поняла, что для меня эта цветочная масса и не была цветами. Я вспомнила какие-то свои фантазии на эту тему — сказочных животных, небывалых рыб — и подумала: «Почему же я маме не сказала сразу? Побоялась, что не поймет? Не придала значения своим фантазиям? Пыталась сказать то, что она хотела услышать?»

Чтобы увлечь детвору, приходится возвращаться в собственное детство: надо вспомнить, когда нам запомнились родительские слова или слова учителей. Тогда, когда были сказаны особым тоном, вплетены в веселый рассказ или сочетались с какими-то яркими событиями нашей жизни. Вот и приходится сочинять сказки, рассказывать случаи из жизни, заводить игры, готовить сюрпризы и так их преподносить, чтобы что-то екнуло внутри, чтобы что-то толкнуло вдруг какие-то спящие чувства и вытащило их наружу, и захотелось сделать что-то свое, не задумываясь — умеешь? можешь? Ну, конечно же, сейчас все получится — ведь мы волшебники! Только волшебники могут кусочек бумаги превратить во все что угодно или изобразить на нем целый мир.

Когда творческий процесс уже пошел, направлять его нужно осторожно, лишь слегка подсказывая наиболее удачный способ действий. Это дает ребенку ощущение самостоятельности и уверенности в себе. А вот теперь только вступает методика: видя начатый рисунок ребенка, преподаватель может посоветовать (показывая на собственной работе), как лучше использовать цвет, что будет, если изменить композицию, как исправить кляксу, оставляя выбор за ребенком. Конечно же, дети все разные: одним этой самостоятельности не хватает, как воздуха, другие к ней долго привыкают, а третьи так и остаются в тени взрослого... Но все они на творческих занятиях должны испытывать радость творчества — ведь творить для ребенка так же важно, как играть.

Развивать уверенность ребенка в своих творческих силах удобнее всего с помощью бумагопластики*. Берем лист бумаги за уголок. А теперь играем в прятки — надо спрятать весь лист в кулачок. «Комочек прячем, перекладывая из ладошки в ладошку и сильно стискивая пальцы. Предлагаю поднести комочек к уху как ракушку и послушать — ничего там не слышно?» Дети прислушиваются, а я начинаю рассказывать сказку. Комочек оживает: он и колобок, и снежок, и волшебная горошина… Можно соединить бумагопластику с рисованием, оживив мир сказочного героя. Колобок гуляет по лесу — и можно объяснить первый пейзаж и приемы его рисования. Начнем с линии горизонта: проводим ее темно-зеленой краской приблизительно посередине листа делим лист пополам. (Хорошо тут же рассказать, что такое линия горизонта и где ее можно увидеть.) Дальше объясняем, что чаще всего линию горизонта загораживает лес: проводим линию «высоты деревьев» этой же краской и закрашиваем пространство между ними. Можно нарочито неровно провести вершины деревьев, обозначив макушки. С детьми постарше можно прорисовать несколько деревьев в лесу. Над лесом — небо: закрашиваем голубой (синей, фиолетовой) краской до самых макушек деревьев и не боимся «сливания» краски — получается красиво и естественно. Ниже линии горизонта рисуем желтым, коричневым или серым дорожку параллельно линии горизонта, с неровными краями, «примеряя» ширину дорожки для бумажного колобка. Если рисовать в определенной последовательности, то краска сама равномерно подсыхает и не сильно сливается даже если ребенок берет много воды. Педагог — как опытный дирижер, ваши слова — как взмах палочки. Вы не навязываете «музыкантам» свою волю, вы лишь помогаете им.

Для другого пейзажа можно вместо дорожки нарисовать речку (тогда сразу же поговорить про отражения в воде от линии горизонта вниз нарисовать такой же «лес» вверх ногами или просто быстро сложить лист бумаги пополам и «отпечатать» пока краски не высохли, слегка «затуманив» изображение отражения синей краской.) У реки, так же как и у дорожки, есть второй, ближний край. Вот вам повод сказать о том, что у картины бывает дальний план и ближний. Ладошку поднесите к глазам: близко —видим только кусочек и ладошка кажется огромной, а далеко — видна вся. Вот и на переднем плане нашей картины можно нарисовать зеленую лужайку с цветами или травкой — как захочет сам юный художник. Диктую, конечно, я, слежу, чтобы все успевали вовремя, но рисуют ребята все по-разному, используют каждый свои цвета. Сначала они с тревогой спрашивают: «А я так, я правильно делаю?» Конечно, правильно! В первое время такое мое согласие вызывает у них недоверие — дети привыкли, что мы их дергаем на каждом шагу. Приходится объяснять, что у нас не бывает, чтобы не получилось, — мы же волшебники! Обычно малыши смеются с недоверием, но потом постепенно приходит та самая необходимая уверенность в собственных силах. Постепенно дети научатся соразмерять величину на дальнем и ближнем плане, разглядят детали и уделят им должное внимание. Ну и, конечно, наблюдения в природе, без них никак: «Посмотрите какое сегодня серое небо», «Посмотрите на эту березку, на сером фоне неба она такая яркая, белая, а снег? А какой бы вы краской нарисовали ей веточки?» По их ответам, вы убедитесь, что они знают гораздо больше, чем мы думаем, а творчество для них вполне естественный процесс и простыми фразами можно его скорректировать, переключая внимание то на наблюдение, то на рисунок.

Видели бы вы их гордые чумазые физиономии, когда они несут на стенды коллективную работу по репродукции с картины Левитана «Золотая осень», нарисованную пальцами густой гуашью! Как они внимательно разглядывают эту репродукцию, находя в ней такие оттенки и детали, которым бы позавидовал сам Левитан!

Самая сбалансированная программа у нас в детском саду для дошкольников. В школе за здоровьем следят все меньше и меньше, а знаниями нагружают все больше и больше. Для самовыражения остается все меньше времени и сил. А тут появляются оценки — и ребенок начинает бояться провала, становится скованным и напряженным, предпочитает работать по шаблону, «как все».

И творчества, свободного рисования в школьной жизни ребенка становится еще меньше, а значит, и средства самовыражения, самоутверждения. Не каждому дано выразить себя в математике, да и овладение правильной красивой речью тоже дается не всем и не сразу, а вот рисовать, лепить, придумывать в этом возрасте может каждый. Главное — поддержать, увидеть в этих неуклюжих пока работах то, что дают они вашему ребенку, помочь ему овладеть различными техниками. Тогда рука ребенка будет успевать за полетом его фантазии, он не будет страдать от того, что образы, возникающие на листке бумаги, беспомощны и совсем не похожи на те, что создало его воображение. Помочь ребенку в этом может хороший кружок изобразительного искусства.

Среди родителей часто бытует мнение, что рисование, аппликация — дело второстепенное, а когда приглашаешь их отдать детей в кружок ИЗО, они говорят: «Ну, у вас же не художественная школа!» Скажу сразу: художественная школа — это уже призвание, а кружок ИЗО — это удовольствие. А ведь с удовольствием получать знания гораздо приятней.


Источник: журнал "Игра и дети"