Вместе с мамой

Вместе с мамой

«И откуда только у него силы берутся?»… Как часто задаем мы этот вопрос, с улыбкой глядя на резвящихся детей! Действительно, с момента пробуждения ребенок безостановочно двигается: ползает, ходит, бегает. Он путешествует из комнаты в комнату, от препятствия к препятствию, от неизведанного к неизведанному. Заползти под стол или залезть за диван, опрокинуть что-нибудь… Это нормально для детей дошкольного возраста, так же нормально, как и почти ежедневные шишки, синяки и ссадины. Что могут противопоставить этому родители? Терпение, спокойствие — и физические упражнения с малышом.

Во-первых, физкультура способствует целенаправленному расходованию энергии, а во-вторых, в процессе занятий ребенок учится чувствовать и понимать свое тело, владеть им и контролировать свои движения. Благодаря занятиям физкультурой процесс познания окружающего мира становится для ребенка безопасным. Не забывайте: ваш ребенок постоянно открывает для себя что-то новое. Иногда сорока минут занятий физическими упражнениями для него мало, а в другое время хватает и пятнадцати. Бывают дни, когда ребенок вообще не расположен ничем заниматься. Все это следует учитывать.

Как только дети начинают ходить, в доме все переворачивается вверх дном. Теперь ваш ребенок — очень любопытный маленький человечек, начисто лишенный, по вашему мнению, способности соображать. Дело, конечно, не в его «неразумности». Просто детское восприятие отличается от взрослого. Для малышей в этом возрасте увидеть — значит овладеть. Все, до чего можно дотронуться, нужно потрогать, пощупать, подержать в руках. Если предмет можно засунуть в рот, значит, его следует попробовать на вкус. Ваш стул для ребенка — вышка, на которую он обязательно должен забраться. Открытую дверь он непременно должен закрыть. Одним словом, ребенок, знакомясь с окружающим миром, экспериментирует, используя те способы, на которые он физически и умственно способен. Он хочет познать новый мир, в котором собирается жить.

Какое все это имеет отношение к физическим упражнениям? Занимаясь с ребенком ежедневно, вы учите его управлять своим телом. Он не только окрепнет, но и станет более ловким. А это означает, что в будущем он получит меньше ссадин и царапин.

* * *
Прежде всего, обратите внимание на состояние мышц живота ребенка. Как правило, это самая слабая часть его тела. А ведь именно мышцы живота вместе с группой мышц спины образуют мышечный корсет, который обеспечивает правильное положение тела. Недостаточное развитие мышц живота отражается на двигательной способности всего организма. Поэтому мы рекомендуем выполнять упражнения для укрепления брюшного пресса ежедневно. Поначалу они покажутся ребенку трудными, однако со временем малыш научится выполнять их с легкостью. По мере укрепления брюшного пресса изменятся и остальные движения малыша. Они станут более плавными и скоординированными.

Ребенку в этом возрасте трудно сосредоточиться на чем-либо больше чем на 15—30 секунд. Учитывайте это, когда занимаетесь с ним физическими упражнениями, меняйте их каждые 10—15 секунд. Такой алгоритм занятий не только способствует развитию координации движений, но и гарантирует их безопасность. Пока работает одна часть тела, другая отдыхает. Поэтому мышцы не перенапрягаются. Смена упражнений важна и для развития быстроты реакции тела и ума. Переход от ходьбы на четвереньках к упражнению «лягушка» вначале покажется вам невыполнимым, но если быть настойчивым в достижении цели, ребенок начинает развиваться буквально на глазах.

Если ребенок отказывается подчиняться вашим командам, не стоит из-за этого переживать. Вместо того чтобы уговаривать или заставлять своего малыша делать упражнения и раздражаться, занимайтесь вместе с ним. Это доставит удовольствие вам обоим и уменьшит возможность возникновения стрессовых ситуаций.

Мы рекомендуем физические упражнения, которые предполагают использование различных вспомогательных средств. Средства эти просты и безопасны. Они существенно разнообразят процесс занятий и превратят его в игру. В первую очередь это физкультурное оборудование, которое производит ООО «ПКФ “АЛЬМА”» (Санкт-Петербург): гимнастические палки, следочки, шары, блинчики, обручи, мячи, набор «Кузнечик» и др. Если вы можете сами придумать что-то новое и интересное, смело внедряйте собственное оборудование в игровые занятия с детьми.

Стремление освоить физкультурные снаряды развивает у ребенка терпение и настойчивость. Иногда дети способны заниматься на одном снаряде не менее получаса, чтобы вновь ощутить чувство внутреннего удовлетворения и оценить собственные достижения — ту легкость, с какой малышу удается выполнять движения.

Одежда, в которой ваш юный спортсмен будет заниматься физкультурой, существенной роли не играет. Главное, чтобы ему было в ней удобно и комфортно. Занятия, на которых применяются различные снаряды, однако, лучше всего проводить босиком, в трусиках и маечке.

И последнее. Заниматься физическими упражнениями с малышами лучше всего под музыку. Выбирая музыкальное сопровождение, обратите внимание на ту музыку, на которую ваш ребенок положительно реагирует, когда остается один в комнате. Музыка развивает врожденное чувство ритма. Движения ребенка вскоре станут более ритмичными даже при отсутствии музыки. Чувство ритма и пластичность движений остаются на всю жизнь.

  • Упражнение для брюшного пресса

Сядьте вместе с ребенком на пол лицом друг к другу. Ноги ребенка согнуты в коленях, ступни прижаты к полу, руки скрещены на груди. Обхватите левой рукой щиколотки ребенка, чтобы помочь удержать положение ног, и предложите ему на счет 1, 2, 3, 4 медленно лечь на спину. Правой рукой возьмите скрещенные руки ребенка и помогите ему также медленно вернуться в исходное положение. Повторите упражнение от 4 до 8 раз, постепенно от занятия к занятию увеличивая их количество.

  • Игра-упражнение «Пройдись, как обезьянка!»

Раздвиньте ноги на ширину плеч. Стараясь не сгибать колени, упритесь руками в пол. Попросите ребенка принять такое же положение. А теперь предложите ему пройти под вами. Повторите упражнение, по крайней мере, дважды. Для усложнения упражнения можно предложить ребенку пройти, ставя руки на блинчики.

  • Игра-упражнение «Лягушка»

Исходное положение — глубокий присед, руки ребенка опираются о пол на расстоянии 15 см от ног (для взрослого — расстояние 30 см). Перенесите вес тела на руки и прыжком подтяните ноги к рукам. Ребенок должен повторить ваше же движение. Попрыгайте вместе по комнате. Для усложнения можно прыгать с одной геометрической фигуры на другую (с кочки на кочку).

  • Упражнение «Ходьба по палке» (профилактика плоскостопия)

Поставьте ребенка боком на гимнастическую палку, встаньте сзади, поддерживайте его, левой рукой обхватив подмышки, правой рукой возьмите его правую ручку. Предложите малышу пройти до конца палки. При этом считайте шаги и одобряйте усилия ребенка. Потом попросите его пройти прямо по палке способом пятки внутрь, носки наружу. Палка при этом располагается в выемке стопы.

  • Упражнение «Ходьба на руках»

Поднесите малыша к блинчикам, придерживая его правой рукой за ноги, а левой — под грудью. Не торопясь, продвигайте ребенка вперед так, чтобы он успевал переставлять руки (одна рука на одном блинчике, другая — на другом).

  • Упражнение «Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

  • Игра- упражнение «Муравьишка»

Проползти под барьерами на четвереньках, опираясь на ладони и колени.

Г. В. МИШУРИНСКАЯ
руководитель физического воспитания, ГДОУ № 128, Невский район,
г. Санкт-Петербург

Источник: журнал "Игра и дети"

* * *
Еще статьи о здоровье на нашем сайте:

Игры, которые лечат

Страсти про сласти

Доктор Игра